Статьи

 

            Кредитные кооперативы второго уровня в России: иллюзия или реальность.

            Прошло более пятнадцати лет, когда мы впервые на совете Лиги кредитных союзов обсуждали необходимость создания кредитного союза (кооператива) для кредитных союзов (тогда мы так его называли). Мы уже тогда знали опыт Канады, Америки и прекрасно понимали, что такой кооператив необходим и в России. Не вдаваясь в причины, почему тогда он так и не появился, скажу лишь одно, что на тот период решались и другие не менее важные проблемы и в первую очередь проблемы правовой основы деятельности кредитных союзов, а также проблемы массового разорения кредитных союзов.  Справедливости ради надо сказать, что, на мой взгляд, они и вряд ли могли и появиться в то время. По объективным причинам рынок не был готов, да и большинство руководителей кредитных союзов при появлении свободных денег пытались их разместить в различные бизнес проекты.   Практически никто не думал, что можно временно разместить свои деньги в других кооперативах, а те кредитные союзы, которые пытались так делать, потом попадали в серьезные проблемы по причине невозможности забрать деньги назад. Также не было распространено и массовое открытие дополнительных офисов или филиалов.  Вместе с тем надо признать, что  чуть позже передвижение средств, как по горизонтали, так и по вертикали  кредитных кооперативов решалось через фонды, как регионального, так и федерального уровня. При этом необходимо отметить, что это были деньги в большинстве своем различных иностранных инвесторов или гранты.

Мне кажется,  именно сегодня, когда мы переживаем  проблемы выхода из системного финансового кризиса, ни у кого не осталось сомнений, что имей рынок кредитных кооперативов в своих объединениях мощные (с достаточными ресурсами) КПК второго уровня мы бы не потеряли десятки, а может и сотни кредитных кооперативов по стране. Даже наш кооператив второго уровня «Центральная народная касса» работая в данном статусе почти четыре года не смог в должной мере поддержать своих членов, когда началось по причине паники массовое изъятие личных сбережений из кооперативов. По той простой причине, что мы просто не успели, а честно сказать особенно и не горели желанием сформировать в достаточном количестве необходимые собственные фонды. В нашем кооперативе «Центральная народная касса» основным источником средств были временно  свободные средства наших членов и других источников до появления ФЗ №190 «О кредитной кооперации» практически не было. Благодаря многомесячной, упорной борьбе за кооператив второго уровня с ГПУ Президента РФ появился, на мой взгляд, очень достойный компромисс, это необходимость в течение года деятельности кооператива второго уровня сформировать паевой фонд в сумме 50 млн. рублей. Сделать это практике крайне не просто, но возможно.

Думаю многим будет интересно узнать каков же результат деятельности нашего КПК второго уровня за эти годы. Но прежде чем сказать о цифрах, скажу о задачах, которые мы пытались решать.

           Первое,  это решить проблему приобретения в собственность офисов для наших членов.

          Второе, поддержать инициативу с мест о расширении сети дополнительных офисов наших членов, а «Центральная народная касса» решала при этом проблему выдачи займов, а также создания инфраструктуры офиса. 

           Третье,  решить задачу обеспечения текущей ликвидности деятельности кредитных кооперативов.

         На сегодня в «Центральную народную кассу» входит 25 кредитных кооперативов из 19 регионов страны. Чуть больше 20 кредитных кооперативов оформляют документы на вступление и если Правление «Центральной народной кассы» утвердит данное вступление, то уже в сентябре 2010 года у нас будет почти 50 членов. Кроме этого в сентябре - октябре 2010  мы ждем еще от 30 до 50 кооперативов. Сразу поясню, такое массовое вступление в «Центральную народную кассу» связанно в первую очередь с созданием в рамках системы «Народных касс» Саморегулируемой организации.

       Сегодня практически каждый руководитель кредитного кооператива прекрасно понимает, что вхождение в КПК второго уровня значительно расширяет возможности кооператива и повышает финансовую устойчивость деятельности. Это касается особенно небольших КПК или тех, кто только начинает свою работу. А для наших же больших и системных кредитных кооперативов в период, когда качественного заемщика в последнее время явно не хватает,  размещение свободных средств в «Центральной народной кассе» позволило, по крайней мере, не остановить процесс приема новых сбережений. Хотя и здесь есть кооперативы, которые предпочли остановить прием сбережений, нежели размещать крупные суммы в «Центральной народной кассе». Причина здесь, на мой взгляд, только одна - мы только,  только начинаем строить систему, формируем фонды, выстраиваем учет и т.д. и нам еще многое предстоит сделать, о чем я скажу чуть ниже.

            Наши консолидированные показатели на июль 2010 выглядят таким образом:

Портфель займов 1.6-1.7 млрд. руб.

Портфель сбережений 1.8 – 1.9 млрд. руб.

Стоимость офисных зданий находящихся в собственности 250 – 270 млн. руб.

Просроченная задолженность (от одного месяца и более)  примерно 12 % .

Теперь несколько цифр о конкретной деятельности КПК второго уровня за период  с 2007 по июль 2010 года.

Привлечено свободных средств от своих членов 142 млн. руб. при этом надо отметить, что в 2010 году практически половина членов  КПК второго уровня разместили свои свободные средства в «Центральной народной кассе».

Выдано займов на сумму 218 млн. руб.

Портфель займов 80 млн. руб., паевой фонд сформирован пока в сумме 25 млн. руб.

 При участии «Центральной народной кассы» было приобретено 9 офисов нашим членам и открыто 16 дополнительных офисов.

В настоящее время  перед «Центральной народной кассой стоит целый ряд  задач, которые мы поставили себе на очередном ежегодном собрании в г. Суздале.

Вот основные из них:

  1. В ближайшие 3-5 месяцев  обеспечить Некоммерческому партнерству Объединению кредитных кооперативов «Народные кассы» возможность получения статуса СРО, желательно как по количеству КПК (100 кредитных кооперативов), так и по количеству пайщиков (100 тыс. пайщиков)
  2. До 2011 года сформировать паевой фонд до 50 млн. руб.

Данный вопрос более чем актуален. Мы не только должны выполнить требование закона, но в значительной степени создать финансовую основу для стабильной деятельности кооператива.

  1. Приступить к формированию объединенного резервного фонда членов «Центральной народной кассы», в соответствии с требованием нормативных документов разработанных  и принятых Минфином РФ.
  2. Привлечь кредитные ресурсы на развитие малого и среднего предпринимательства через РосБР.
  3. Приступить к системному мониторингу деятельности наших членов, на основе утвержденной Минфином РФ отчетности.
  4. С  2011 года перейти на единую учетную политику и план счетов.
  5. Перейти большинству членов «Центральной народной кассы» на единое программное обеспечение на базе 1С бухгалтерия 8.1  
  6.  Аккредитовать при «Центральной народной кассе» аудиторские компании, специализирующиеся на аудите КПК и обеспечить проведение аудита в соответствии с законодательством.
  7. Осуществить ряд маркетинговых мероприятий в 2010 году, направленных на продвижение системы «Народных касс», как на Федеральном, так и Региональном и Муниципальных уровнях.
  8. Разработать при участии структур входящих в систему «Народных касс» (Общество взаимного страхования «Народные кассы», Национальный учебный центр «Народных касс», НП Объединение кредитных кооперативов «Народные кассы» ) маркетинговую программу на среднесрочную перспективу с 2011 по 2013 год, направленную на позиционирование «Народных касс» как стабильной, мощной кооперативной финансовой структуры страны.
  9.  После получения статуса СРО выйти с предложением в Пенсионный фонд России с предложением разрешить членам СРО «Народные кассы» выдавать в своих структурных подразделения пенсии своим членам.
  10. Как учредителю Национального учебного центра «Народные кассы» обеспечит получение Федеральной лицензии на образовательную деятельность учебного центра.
  11. В партнерстве с НАУМИР и РМЦ внести предложения по совершенствованию налогового законодательства, ФЗ №190 «О кредитной кооперации» и других законодательных актов.
  12.  Рассмотреть на очередном ежегодном собрании членов «Центральной народной кассы» вопрос учреждения в рамках системы Народных касс Небанковской кредитной организации. 

           Надеюсь, читатель понимает, что каждый из принятых вопросов требует большой подготовительной работы и может быть выполнен только после того, когда например, учетная политика уже написана, а программное обеспечение приобретено.

         Заканчивая данную статью, больше похожую на отчет о деятельности, мне, прежде всего, хочется сказать, что конкурировать на финансовом рынке и поступательно двигаться вперед, расширяя возможности кредитного кооператива и спектр услуг, при этом соблюдая установленные законом стандарты и нормативы,  без кредитного кооператива второго уровня, на мой взгляд, вряд ли возможно. Только данный институт дает нам возможность аккумулировать собственный потенциал и ресурсы, заложенные в системе. Кредитный кооператив второго уровня это та реальность, которая в ближайшие годы будет играть первую «скрипку» в большом оркестре под названием кредитная потребительская кооперация. 

Сиднев А.И.

 

Новости
06.02.2017

77970Совет директоров Банка России 3 февраля 2017 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10,00% годовых. Совет директоров отмечает, что динамика инфляции в целом соответствует прогнозу, инфляционные ожидания постепенно снижаются, а экономика восстанавливается быстрее, чем ожидалось ранее. 




..............................


27.01.2017

цбрф4Советом директоров Банка России 25 января 2017 года приняты решения в целях реализации Указания Банка России от 24.09.2015 № 3805-У  «О порядке размещения средств резервных фондов кредитных потребительских кооперативов» и Указания Банка России от 28.12.2015 № 3916-У «О числовых значениях и порядке расчета финансовых нормативов кредитных потребительских кооперативов».



эээээээээээээээээээээээээээээээээ


27.01.2017

ebc8d294b086e0ae22cc13f7a38bd1cdБанком России издано Информационное письмо «Об Указе Президента Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № 729 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 2270 от 2 марта 2016 года».


эээээээээээээээээээээээээээ


18.01.2017

iВ интервью «Коммерсантъ» министр экономики МАКСИМ ОРЕШКИН рассказал о приоритетах министерства на ближайшие месяцы. Главная задача — план структурных и институциональных реформ в экономике, которые должны повысить темпы экономического роста, сократить долю теневой экономики, снизить налоги для легального бизнеса и представить бизнесу и гражданам то, что, по мнению министерства, является главным препятствием для инвестиций,— определенность экономических перспектив.


...........................


09.01.2017

191351_900Президент РФ Владимир Путин подписал закон о праве банков не указывать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) клиентов в титульной части кредитной истории.




............................


Телефон: +7 499 796 64 81  737012201_6 логотип учебного центра C0l90TDzf8_er6Fj mspbank_150x200
НПСРО "НАРОДНЫЕ КАССЫ-СОЮЗСБЕРЗАЙМ" Национальный учебный центр кредитной кооперации ОВС "НАРОДНЫЕ КАССЫ"
Rambler's Top100
 На Главную   Напишите нам   Карта сайта